• переживания, интересы, стремления воспитанников
• конкретизация прав и гарантий в уставах образовательных учреждений
• определение и создание организационных структур, основной функцией которых станет защита прав детей
• повышение правовой культуры участников образовательного процесса
• становление образовательной системы, ориентированной на потребности индивидуально-личностного развития детей
• установление связи между аттестацией образовательных учреждений, педагогических и управленческих кадров и соблюдением прав детей в системе образования
• форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения
• снятии эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему
• дети должны иметь возможность выбирать объединения по интересам
• программа должна отвечать интересам детей и подростков
• программы должны выполнять организующую функцию
• программы должны иметь познавательную и ценностно-ориентационную функцию
• учитывать изменения социальной окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные