В настоящее время являются актуальными исследования языка с точки зрения его взаимодействия с культурой. Лингвокультурология – новое самостоятельное направление в лингвистике, занимающееся изучением отражения реалий действительности в языке, который выступает средством познания этнической ментальности. Лингвокультурологическая ценность лексем современного русского языка заключается в том, что она позволяет передать национально обусловленные представления и мнения народа по значимым событиям и явлениям посредством языковой системы.
Фундаментальным положением в современной лингвистике выступает мысль тесного взаимодействия культуры и языка. Многие учёные посвятили свои работы описанию многообразия сторон корреляции указанных понятий, анализу отражения в языке мировосприятия и мышления людей, принадлежащих определённой этнической группе. В лингвистике XXI века теоретические доказательства национальной самобытности языков представлены в исследованиях отечественных учёных: Н. Д. Арутюновой, В. В. Воробьева, Л. В. Лукиной, В. Н. Телии, В. А. Масловой, А. Т. Хроленко, Т. М. Фадеевой и многих других. Авторы в своих трудах подчёркивают и доказывают на примере рассмотрения конкретных лексем тот факт, что культурная составляющая, отражённая в языке, определяется рядом изменений, которые произошли в конкретный временной промежуток, и различиями в понимании субъективного и объективного мира.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Лингвокультурологический аспект исследования языковых единиц 7
1.1. История возникновения и методы лингвокультурологии 7
1.2. Лингвокультурологический аспект в лингвистическом анализе 16
1.3. Реализация лингвокультурологического аспекта в СМИ 21
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Языковая характеристика социально-политических событий 2010–2020 гг. в российских Интернет-СМИ 28
2.1. Политические события в фокусе лингвокультурологии 28
2.2. Язык Интернет-СМИ как индикатор социальных перемен 43
Выводы по главе 2 63
Глава 3. Языковая характеристика спортивно-бытовых реалий 2010–2020 гг. в российских Интернет-СМИ 65
3.1. Языковые особенности освещения в масс-медиа материалов о спортивных событиях 65
3.2. Бытовые реалии в российском медиапространстве 79
Выводы по главе 3 95
Заключение 97
Список литературы 100
Приложения 113