Методика Личностный дифференциал, принадлежащая Бажину и Эткинду, назначена для изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Ее используют, когда требуется получить данные о субъективных сторонах отношений испытуемого к самому себе или к окружающим людям. В ходе работы с ней, можно получить следующие данные, находящиеся в самосознании испытуемого: уровень самоуважения, доминантности-тревожности, экстраверсии-интроверсии.
Разработанная Стефансоном методика Q-сортировка позволяет изучить представления человека о себе. При работе с ней, испытуемый может полностью проявить свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие» в следствие общественным нормам и влиянию других людей. Эта методика позволяет определить основные направления поведения испытуемого в реальной группе: зависимость-независимость, общительность-необщительность, принятие «борьбы» -избегание «борьбы». Вместе с этим, Q-сортировка может быть использована для определения: социального «Я», идеального «Я», актуального «Я», значимых других, идеального компаньона.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Я-КОНЦЕПЦИИ 7
1.1 Понятие Я-концепции отечественных и зарубежных ученых 9
1.2 Теоретические подходы к изучению Я-концепции отечественны и зарубежных ученых 13
1.2.1 Я-концепция в работах Б. Г. Ананьева 15
1.2.2 Теория концепции личности А.Н Леонтьева 17
1.3 Понятие индивидуальности и подходы к её изучению 19
1.4 Роль «Я-концепции» в становлении индивидуальности 22
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 25
2.1 Организация исследования и результаты проведенных методик 25
2.2 Анализ результатов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников 34
Приложение А 36