Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших школьников

Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших школьников

Вид работы: Дипломная работа  |   Предмет работы: Психология   |   Количество листов: 70

В работах И. Ю. Кулагиной представлено, что самооценка является важнейшим показателем личностного развития. Когда ребенок уже в младшей школе начинает отделяться от взрослых, возникает необходимость самостоятельного анализа его мыслей и мотивов деятельности, а также самих поступков. Самооценка заложенная и сформированная в раннем возрасте, определяет степень стремления и ценности в жизни человека и характер его отношений к окружающим, позволяя ему выстроить устойчивый образ поведения человека. Хотя самооценку можно менять в течение всей жизни, она может только становиться критичнее и более осознанной, но основы ее начинаются с детства, так что этот период наиболее чувствителен. Ребенок учится познать себя благодаря познанию окружающей реальности, поэтому в настоящее время наиболее остро возникает проблема формирования субъективной самооценки младшего школьного возраста [10]. Божович Л.И. полагает, что очень важно, как ребёнок воспримет свой первый класс. Младшим школьникам, чья неустойчивая самооценка часто занижена, трудно смириться с низкими оценками, полученными за домашнее задание или ответ у доски. Внутренне они не согласны с такой оценкой своей деятельности и часто создают конфликтные ситуации. Впрочем, конфликты лишь ухудшают положение. Возрастает эмоциональное напряжение, увеличивается возбуждение и ребенок принимает замешательство [2]. Дети постепенно начинают воспринимать оценки как ярлыки и переносят оценки за ту или иную деятельность на человека. Например, ученик, получивший тройку за несколько тестов, начинает казаться одноклассникам не очень хорошим человеком, характер и способности которого также можно оценить всего на 3 балла. Именно так дети вырабатывают привычку навешивать на себя ярлыки, переносить оценки учителя на личность сверстников. Формирование правильного самооценки редко осуществляется целенаправленно, позволяя ребенку самостоятельно формировать мнение о себе. Однако немногие дети могут правильно оценивать свой характер, поступки, и поэтому, по большинству случаев, детям должны оказывать деликатную и невязчивую помощь мудрые взрослые [2].


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. . . . . . . . 7
1.1 Понятие самооценка и особенности формирования у младших школьни-ков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2 Учебная мотивация младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.3 Влияние самооценки на учебную мотивацию младших школьников. . . .18
Выводы по 1 главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМО-ОЦЕНКИ И УЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. . . . . . 24
2.1 Диагностика самооценки и мотивации младших школьников. . . . . . . . . .24
2.2 Анализ результатов исследований самооценки и учебной мотивации младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3 Программа коррекции самооценки и развития учебной мотивации млад-ших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Выводы по 2 главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Стимульный материал к методике диагностики мотива-ции учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева). . . . . . 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Ключ к методике диагностики мотивации учения и эмо-ционального отношения к учению (А.Д. Андреева). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Нормативные показатели к методике диагностики моти-вации учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева). . . . .42
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Результаты исследования уровня самооценки младших школьников по методике «Лесенка». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Взаимосвязь между высоким уровнем учебной мотива-ции и завышенной самооценкой. Коэффициент ранговой корреляции Спир-мена. . . 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Результаты исследования уровня учебной мотивации у младших школьников по методики диагностики мотивации учения и эмоци-онального отношения к учению (А.Д. Андреева). . . . . . . . . . .  45
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Взаимосвязь между средней учебной мотивацией и адекватной самооценкой. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. . . . . . .47
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Взаимосвязь между низкой учебной мотивацией и заниженной самооценкой. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. . . . . . 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. План проведения коррекционно-развивающей програм-мы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
ПРИЛОЖЕНИЕ М. Содержание игр и упражнений, включенных в программу по развитию адекватной самооценки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52










ПОМОЩЬ С НАУЧНОЙ РАБОТОЙ

Подготовим для Вас работу по стандартам Вузов

Готовая работа с высокой уникальностью по минимальной цене
Срок выполнения от 2 часов
Антиплагиат более 70%

Быстрый заказ работы





[honeypot 2Mp1wUz2rkcR2jj1Ahxo]

Мы перезвоним через 5 минут

Яндекс.Метрика

Error: Please enter a valid email address

Error: Invalid email

Error: Please enter your first name

Error: Please enter your last name

Error: Please enter a username

Error: Please enter a password

Error: Please confirm your password

Error: Password and password confirmation do not match