Опираясь на вышесказанное, можно дать определение понятию «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект – это особая способность человека осознавать и понимать свои эмоции, контролировать их, а также понимать эмоции других людей, что представляет собой иерархическую модель (одно вытекает из другого). Иначе говоря, эмоциональный интеллект указывает на то, как человек воспринимает сам себя и как он, на основе этого восприятия, проявляет себя во взаимоотношениях с другими людьми, в каких-либо жизненных ситуациях. Данное понятие было введено Дж. Майером и П. Саловеем.
Стоит разобраться, какую роль в эмоциональном интеллекте играет интеллект в целом. Итак, понятие «интеллект» было введено в конце XIX века британским психологом Ф. Гальтоном с опорой на теорию эволюции Ч. Дарвина (все индивидуальные различия, как телесные, так и психические, определены наследственностью). Некоторые ученые XX века отводят интеллекту образовательную роль, стремление к обучению (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин), другие рассматривают интеллект как способность мыслить абстрактно (Э. Торндайк, Дж. Петерсон), а также как навык приспособления к изменившимся условиям (Ж. Пиаже, В. Штерн). В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ), после чего ученые стали разрабатывать тесты, измеряющий уровень IQ.
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте 8
1.1 Характерные особенности юношеского возраста 8
1.2 Понятие эмоционального интеллекта, его специфика и составляющие 20
1.3 Особенности формирования копинг-стратегий, их виды и специфика 37
Выводы по I главе 49
Список литературы 51