Взаимодействие – «вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю» [16, с. 12]. Данная мысль отражалась в трудах немецкого политического деятеля Ф. Энгельса и немецкого философа Г. В.Ф. Гегеля. Они считали, что взаимодействие – это основа всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, значимая причина движения и развития. Советские философы ХХ века И.Т. Фролов и И.И. Жбанова под взаимодействием понимали категорию, отражающую процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого [7, с. 12]. Процесс взаимодействия может возникать в различных областях научного знания: в физике, в биологии, в химии. Взаимодействие человека с другим человеком или группой людей, воздействие друг на друга является социальным взаимодействием.
Психологи рассматривают взаимодействие как механизм общения. Они подразумевают, что взаимодействие – это процесс контактного или косвенного воздействия субъектов друг на друга, вызванный потребностями совместной деятельности и направленный на существенные изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта [3, с. 35]. По мнению педагогов Г.М. Андреевой и А.В. Батаршева содержанием общения выступает коммуникация, а формой – процесс взаимодействия [28, с. 89].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1. История взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 11
1.3. Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с современной семьей 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К СОВРЕМЕННОМУ ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 23
2.1. Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения 23
2.2. Реализация работы по взаимодействию педагогов и семьи в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 29
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46