Проблема такого дестабилизируюшего вида социального взаимодействия, как буллинг, в последнее время годы все сильнее тревожит не только администрацию образовательных организаций, но и педагогов, и представителей общественности, и родителей, и политиков. Хотя количество исследований, посвященных феномену школьной травли и процессам последующей виктимизации подростка после буллинга, в мире неуклонно растет, проблема буллинга требует дальнейшего решения [Бердышев, 2005; Бочавер, Бутенко, 2015; Волкова, 2016; Глазман, 2009; Кон, 2006; Кривцова, Щапкина, Белевич, 2016; Нестерова, 2015; Петросянц, 2011; Собкин, 2014; и др.].
Именно в странах Запада и США насилию в школе отвели понятие – «буллинг». Также есть понятие «моббинг», которое менее популярно в оценке этого явления, если речь идет о школьном взаимодействии. Моббинг это ситуация, когда происходит групповое нападения на одного человека. [Heinemann, 1998]. Детей, которыеявляются инициаторами буллинга, в научной литературе называют – «агрессоры» или «буллеры». Такое событие, как травля, присутствует в государственных, образовательных, детских заведениях во всем мире.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Буллинг как деструктивное социальное взаимодействие, его участники в подростковой среде 9
1.1. Буллинг как деструктивный вид социального взаимодействия: основные признаки и научные подходы 9
1.2. Социально-психологические характеристики подростков – участников буллинга, занимающих разные ролевые позиции 20
1.3. Психологические последствия буллинга для личности подростка и его социализации 30
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Организация и методы исследования. Анализ результатов 37
2.1. Цель, задачи, объект и предмет исследования. Применяемые методики 37
2.2. Анализ результатов исследования 44
2.3. Выявление различий в особенностях личностных качеств школьников – участников буллинга 55
Выводы по третьей главе 58
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложения 72