В младшем дошкольном возрасте малыши в общей работе считаются более наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят работу педагога и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух-трех ребят поучаствовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: "Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подходят к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке - вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие замечательные у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а ведь им нужна вода - они живые, без воды засохнут! Польем их". Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: "Огонек, мы нальем в твой горшок воды, пей, сколько хочешь и расти дальше - мы будем тобой любоваться!" Участие детей в этой совместной работе заключается в том, что они слушают речь воспитателя, смотрят его действия, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение детей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Методологические и теоретические основы трудовой деятельности как средства нравственного воспитания 6
1.1 Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте 9
Глава 2. Организация совместной трудовой деятельности воспитателя детей 12
2.1 Условия организации труда 12
2.2 Совместная деятельность воспитателя и детей в зеленой зоне ДОУ 13
2.2.1 Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста 14
2.2.2 Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22