В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают : детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Дошкольники с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать, и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.
Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ понятия самооценка в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.1 Понятие «самооценка» в трудах отечественных и зарубежных психологов…..6
1.2 Особенности развития самооценки детей дошкольного возраста………………….12
Глава II Типы родительского отношения
2.1 Понятие «тип родительского отношения»…………….…………………………20
2.2 Типы детско-родительских отношений………………………………………….28
Глава III Эмпирическое исследование
3.1 Описание выборки и методов исследования……………………………………39
3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………………..49
Заключение…………………………………………………………………………….52
Библиографический список…………………………………………………………..55
Приложения………………………………………………………………………….57