С точки зрения С.С Сивовой, родители способны обеспечить защищенность ребенка от негативных эмоций. Выполнив эту функцию, они формируют в ребенке правильные ценности, умения, которые необходимы ребенку в будущем, адекватное поведение, тем самым формируя его психологическое здоровье. Если же в семье присутствуют постоянные конфликты, проявляется негатив, то все это может способствовать проблемному формированию психологического здоровья и препятствовать ограждению ребенка от депрессий, стрессов, психической напряженности и дефицита в положительных эмоциях [40].
Исследование по тесту «Кинетический рисунок семьи» Д.Н. Бежаевой показало, что больший процент составляют дети с благоприятной семейной ситуацией. Это значит, что в семье ребенок чувствует себя комфортно, у него нет поводов для тревоги, полностью отсутствуют конфликты между родителями, что способствует формированию благоприятного семейного климата. Как правило, дети из таких семей отличаются спокойствием, доброжелательностью и не испытывают трудностей при взаимоотношении со сверстниками. Дети, отмечающие враждебность семейной ситуации, постоянно испытывают чувство тревоги, а возможно даже и страха. Частыми в таких семьях являются конфликты между родителями, которые неблагоприятно сказываются на психическом состоянии ребенка. Как правило, дети в таких семьях вырастают жестокими, что в дальнейшем сказывается на их общении с окружающими [5].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..…………..…….……..…5
1. Теоретические аспекты изучения влияния отношений в родительской паре на эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста…………….…….9
1.1. Подходы к определению понятия «эмоциональное благополучие» в психологии ……………………………………………………………..….…….…9
1.2. Отношения в родительской паре как фактор эмоционального благополучия ребенка…………………………………………………………………………..….15
1.3 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста…….24
Выводы по первой главе……………………………………………….…..………29
2. Эмпирическое исследование влияния отношений в родительской паре на эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста……….…………30
2.1. Организация и методики исследования ……………………….….…………30
2.2. Результаты исследования влияния отношений в родительской паре на эмоциональное благополучие ребенка………………………………………….31
2.3. Практические рекомендации по оптимизации отношений в родительской паре и эмоционального благополучия ребенка…………………………………..40
Выводы по второй главе ………………………………………..…..….……….…..43
Заключение …………………………………………………..…..……………..…..45
Список использованных источников и литературы…………….………………..48