Для характеристики познавательной активности дошкольников Д.Б. Годовикова предлагала учитывать уровень самоорганизации активности, определяемый по готовности преодолевать трудности и препятствия на пути распознавания сути предмета. Слабая самоорганизация характеризуется прекращением собственной активности и обращением за помощью к взрослому, быстрым отходом от неясного предмета. Самая высокая самоорганизация – это настойчивое, упорное стремление преодолеть трудность; поведение, направляемое собственными намерениями.
По мнению Д.Б. Годовиковой, следует выделить уровни познавательной активности детей, которые характерны для разных периодов дошкольного возраста и определяются содержанием познавательной потребности и уровнем самоорганизации [16].
Первый уровень познавательной активности характеризуется отсутствием у детей интереса к предметам неясного назначения, стремлением к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами, знакомым по своему функциональному назначению; внешней регуляцией поиска; господством предметов над активностью детей, определением уровня интереса самим предметом (к внешним их свойствам). Этот уровень наблюдается у детей 3—4 лет, хотя его проявление возможно и у детей 5 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
1.1. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
1.3. Организационно–педагогические условия использования детского экспериментирования как средства развития познавательной активности детей
Глава 2. Содержание эмпирического исследования по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования
2.1. Состояние работы ДОО по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
2.2. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в процессе экспериментирования.
2.3. Оценка результативности эмпирического исследования (контрольный этап эксперимента).
Выводы
Список литературы
Приложение