В синусовом узле имеются различные группы клеток, с различной выраженностью автоматизма и различной чувствительностью к этим медиаторам [23,45]. На выходе узел вырабатывает определенный ритм сокращений сердца, по частоте и регулярности оптимальный для условий существования данного организма в данных условиях окружающей среды, то есть оптимальность ритма вырабатывается регуляторными системами на основе информации о состоянии самого организма и окружающей среды.
Таким образом, работа синусового узла является отражением работы регуляторных систем организма в ответ на различные изменения внешней и внутренней среды. Обрабатывая информацию, полученную на выходе из узла, а именно: частоту сердечных сокращений и их вариабельность, можно оценить информацию, которая поступила в синусовый узел на входе, то есть через регуляторные системы оценить состояние внутренней среды и ее уравновешенность с внешней средой обитания организма, в том числе и с любой деятельностью человека. В последние время этот метод используют также для прогноза одаренности к различным профессиональным видам деятельности и в отборе к ним [20]. Неадекватность работы самого организма или условий его обитания незамедлительно отразится на параметрах ритма сердца.
При современном развитии электроники это можно сделать с помощью компьютерного математического анализа ритма сердца и получить различных его характеристики. Принципы доказательной медицины требуют сопоставлений, корреляций показателей РКГ с показателями уже известных и зарекомендовавших себя других клинико – инструментальных методов [63]. Итак, синусовый узел отражает работу различных регуляторных систем, а они, в свою очередь, – состояние организма в целом и оптимальность его существования во внешней среде.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..………5
1.1 Вариабельность сердечного ритма как метод оценки состояния сердечно -сосудистой системы ………………………………………………………………5
1.2 Понятие о тревожности …………………………………………………….24
1.3 Влияние стресса на показатели вариабельности сердечного ритма…………..………………………………..………………………………….36
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………42
2.1 Методика определения типа высшей нервной деятельности по личностному опроснику Г. Айзенка…………………..………………………42
2.2 Методика определения личностной и ситуативной тревожности по Ч.Д. Спилбергеру – Ю.Л. Ханину……………………………………………………45
2.3 Методики исследования вариабельности сердечного ритма…………….47
2.4 Организация исследования……………………………………………………50
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……..51
3.1 Определение индивидуальных психофизиологических особенностей студентов по опроснику Г. Айзенка………………………………..….……….51
3.2 Исследование ситуативной тревожности студентов с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей в различные периоды учебного процесса……………………..……………………………………….52
3.3 Изучение особенностей сердечного ритма студентов с учетом уровня тревожности и индивидуальных психофизиологических особенностей в условиях экзаменационного стресса…………………54
ВЫВОДЫ…………………………………………..……………………………60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………61
Недавно просмотренные материалы