Обращаясь к анализу гендерных (половых) различий, следует отметить, что девочки демонстрируют более высокий уровень компетентности в сфере ИКТ, чем мальчики. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем ИКТ-компетенций ученика и уровнем образования его родителей – чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетенции школьника.
7. Зависимость уровня ИКТ-компетенций школьников от различных аспектов их учебной деятельности и досуга [17].
При сопоставлении данных о компетенциях школьников и количестве пропущенных им учебных дней, мы видим, что чем чаще ребенок пропускает школу, тем ниже его уровень компетенций в области ИКТ. Доля школьников с высоким уровнем компетенций значительно выше в группе учащихся, регулярно посещающих школу, и, наоборот. Таким образом, мы можем зафиксировать наличие связи между регулярным посещением школы и уровнем ИКТ-компетенций учащегося, что дает основание говорить о существенной роли школы в процессе приобщения школьников к компьютерным технологиям [34].
Особый интерес представляет также зависимость ИКТ-компетенций школьника от его общей академической успеваемости. Полученные данные показывают, что чем выше академическая успеваемость учащегося, тем выше его уровень компетенций в области ИКТ.
Имеет место и обратная связь: активное использование компьютера в учебной деятельности помогает учащемуся в достижении высоких результатов в различных образовательных областях.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» ……………………….…………………………………………………..6
1.1. Психолого–педагогические аспекты формирования информационно-коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста на уроках «Окружающего мира»….6
1.2. ФГОС НОО как стандарт, определяющий формирование информационно-коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….13
1.3. Формирование информационно-коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста на уроках «Окружающего мира»……22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………..29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………….31
2.1. Выявление уровня развития навыков информационно-коммуникативных компетенций младших школьников на базе МБОУ СОШ № 1 города Минеральные Воды………………………………………..………31
2.2. Формирующий этап экспериментальной работы по формированию информационно-коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………….……40
2.3. Анализ и оценка результативности экспериментальной работы…44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..59