Работоспособность определялась нами посредством следующих измерений: 1) профессиональная компетентность педагога (квалификация, участие в инновационной, научно-исследовательской деятельности и методической работе, разработка элективных курсов); 2) готовность к управлению познавательной деятельностью учащихся; 3) мотивированность педагогов и учащихся.
Преподаватель как организатор образовательного процесса оказывает непосредственное влияние на качество профильной подготовки учащихся. Данные констатирующего этапа эксперимента показали, что в профильных классах работало 9,1 % учителей с высшей квалификационной категорией, 61,9% - с первой и 29% - со второй квалификационной категорией, что позволяет сделать вывод: квалификация педагогов не обеспечивала достаточно эффективного управления качеством обучения по профильным предметам. Поэтому важно было определить конечную цель управления повышением квалификации педагогов. Мы определили ее как формирование уровня готовности, достаточного для профессиональной деятельности по эффективному управлению обучением и проектно-исследовательской деятельностью учащихся профильной школы. В своем исследовании мы ориентировались на следующие признаки, которые свойственны уровню готовности, достаточному для качественной профессиональной деятельности: эмоционально-ценностное отношение, осведомленность, сознательность, действенность, умелость. Анализируя данные начального среза, мы сделали вывод, что готовность учителя к управлению качеством профильного обучения находится на недостаточном уровне.
Еще одним направлением констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня компетентности преподавателей, работающих в профильных классах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ЛИЦЕЕ 18
1.1. Состояние проблемы управления качеством профильной подготовки учащихся в педагогической теории и школьной практике 18
1.2 Модель управления качеством профильной подготовки учащихся в лицее 60
1.3 Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели управления качеством профильной подготовки учащихся в лицее 85
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 99
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ЛИЦЕЕ 103
2.1 Организационные основы экспериментальной работы по управлению качеством профильной подготовки учащихся 103
2.2 Реализация модели управления качеством профильной подготовки учащихся в лицее и комплекса педагогических условий 121
2.3. Результаты экспериментальной работы по управлению качеством профильной подготовки учащихся в лицее 135
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 164