С одной стороны, изложение - вид работы, в котором передается содержание увиденного кинофильма, услышанного или прочитанного отрывка из книги или диалога с кем-либо. С другой стороны, это работа над умением связно переводить устную речь в письменную, умением передавать чужие мысли без искажений с точки зрения логики, фактов и содержания.
В настоящее время многим известно такое понятие, как рерайтинг. Рерайтинг - это обработка исходного текста, то есть его пересказ своими словами. Рерайтинг и школьные изложение очень схожи между собой, отличие заключается лишь в том, что изложение - пересказ прослушанного или прочитанного несколько раз отрывка из литературы, а рерайтинг - пересказ какой-либо информации для более точного донесения ее до аудитории.
Изложения - одно из важнейших упражнений по развитию речи. Потому что именно они активно участвует в воспитании обучающихся, а также в их интеллектуальном и речевом развитии. Такое место изложения занимают, потому что, в отличие от других работ, они основаны на подражание различным литературным и научным текстам.
Ещё одним плюсом данного вида работ является предшествующий им анализ текста, который развивает мышление, наблюдательность и читательскую культуру учащихся. Изложение помогает научиться отделять главные части от второстепенных в исходном тексте, выявлять необходимые доказательства, активно пользоваться уже имеющимся запасом слов, а также правильно применять изученные правила грамматики. Оно занимает не последнее место и в решении такой проблемы, как воспитание: литература, используемая в изложениях формирует эстетические и нравственные представления учащихся, воспитывают их ум и мировоззрение. Обучающиеся также усваивают образы, идею исходных произведений и отрывков, композицию и лексику.
Во время работы над изложениями обогащается личный словарь школьников. Они запоминают новые слова, которые в дальнейшем могут активно употреблять в своей речи. Анализ таких слов, а именно их значение и употребление, учитель, как правило, организует непосредственно совместно в классе. Так любой ребенок может задать вопрос о значении слова, которое ему неизвестно, и узнать, как и при каких обстоятельствах оно может быть употреблено.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Изложение как форма работы по развитию речи……………………6
1.1. Развитие речи. Работы по развитию речи и их специфика………………6
1.2. Изложение как один из видов работы по развитию речи………………..11
1.3. Виды изложения…………………………………………………………….13
1.4. Основные требования к текстам изложений……………………………….15
1.5. Ошибки и проблемы в написании изложений……………………………..17
Глава II. Творческое изложение. Методика его проведения…………………..19
2.1. Виды творческих изложений……………………………………………….19
2.2. Разновидности ошибок и критерии оценки творческого изложения…….21
2.3. Методики проведения творческого изложения и подготовки детей к нему…23
2.4. Плюсы и минусы данных методик…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………33