Характерно, что для большинства тренеров (57%) капитан команды является игрок, который занимает ведущее место в команде, 33% считаю, что это должен быть ответственный и уверенный в себе человек и 10% считают, что это человек, который имеет высокие физические показатели.
Данные закономерности свидетельствуют о том, что в современной системе дополнительного образования России и Китая при подготовке волейболистов на секционных занятиях колледжей тренеры-преподаватели в основном обращают внимание на физически одаренных спортсменов, что не всегда способствует эффективному раскрытию потенциально сильных качеств отстающих игроков.
Анализ анкетного опроса тренеров-преподавателей работающих в системе дополнительного образования свидетельствует, что 49% специалистов не всегда учитывают мнение занимающихся, 30% учитывают мнение игроков постоянно и 21% вообще не учитывают мнение занимающихся. Установлено, что 71% респондентов не осуществляют индивидуальной беседы с занимающимися, а 29% опрошенных этому уделяют особого значения.
В результате исследования определено, что 60% респондентов на всех соревнованиях дают возможность учувствовать в игре всем спортсменам, а 40% этого не делают. Весьма примечательным является тот факт, что 47% тренеров-преподавателей работающих в системе дополнительного образования по волейболу России и Китая считают, что секционные занятия в колледжах должны продолжаться 1,5-2,0 часа, 28% - 2-2,5 часа и 25% считают, что занятие не должно превышать 1,5 часа.
Результаты социологического опроса свидетельствуют, что 52% современных тренеров-преподавателей больше всего в процессе секционных занятий уделяют подбору объема тренировочной нагрузки, 30% - направленности тренировочных средств и 18% интенсивности тренировочной нагрузки. К этому необходимо добавить, что 55% редко внедряют в содержание секционных занятий новые нестандартные упражнения, 33% это делают часто и 12% вообще не вводят в тренировочный процесс новые упражнения.
Полученные результаты доказывают тот факт, что организация процесса секционных занятий в колледжах России и Китая по волейболу достаточно консервативна и базируется на традиционных методических наработках, что не позволяет тренерам-преподавателям подготавливать занимающихся с учетом тенденций изменения правил и характера игры в волейбол. В связи с этим в дальнейшем целесообразно провести исследование, направленное на изучение трудностей, которые препятствуют тренерам-преподавателям апробации в содержании секционных занятий колледжей России и Китая новых методических подходов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 8
1.1 Особенности профессиональной деятельности тренера по волейболу 8
1.2 Профессиональные трудности в работе тренера по волейболу 14
1.3 Особенности технико-тактических действий в волейболе 21
1.4 Психологическое состояние игрока в процессе игры 26
Заключение 29
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 35
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1 Характеристика построения секционных занятий по волейболу в колледжах 37
3.2 Анализ профессиональных трудностей в работе
тренера-преподавателя по волейболу 39
3.3 Антропометрические показатели волейболистов колледжей России и Китая 46
3.4 Исходные показатели специальной и технико-тактической подготовленности волейболистов колледжей России и Китая 49
3.5 Структура и содержание индивидуализированной
технико-тактической подготовки волейболистов России и Китая 54
3.6 Динамика специальной и технико-тактической подготовленности волейболистов России и Китая 57
Заключение 62
Выводы 64
Практические рекомендации 67
Приложения 70