В отличие от своих предшественников К. Маркс подошел к капиталу как
к категории социального характера. Он утверждал, что капитал – это
самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную
стоимость. Причем создателем прироста стоимости (прибавочной стоимости)
он считал только труд наемных рабочих. Поэтому он считал, что капитал –
это, прежде всего определенное отношение между различными слоями
общества, в особенности между наемными рабочими и капиталистами.
Понятие капитала в экономической теории претерпело значительную
трансформацию со времен А. Смита, да и более ранних представлений
ученых-экономистов прошлого века.
В настоящее время принято говорить о капитале в широком смысле
слова, а не только о тех благах, которые были перечислены выше. Эта
расширительная трактовка связана, прежде всего, с именами таких
американских экономистов, как И. Фишер и Д. Дьюи.
В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй,
нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь
неоднозначно.
Под рынком капитала понимают все, что приносит или способно
приносить доход. Этот термин употребляется в отношении оборудования
завода, фабрики, накопленной суммы денег, произведений искусства, таланта
инженера и т.д.
А. Смит характеризовал капитал лишь как накопленный запас вещей или
денег. Д. Рикардо трактовал его как средства производства. Палка и камень в
руках первобытного человека представлялись ему таким же элементом
капитала, как машины и фабрики.