Лексика в лингвистике рассматривается как раздел языкознания, который изучает словарный состав языка (В.В. Виноградов, А.А. Реформатский). Выделяется отдельная отрасль языкознания – лексикология (от греческого слова lexikos – «относящийся к слову»). Лексикология занимается изучением слова как единицы речи, структуры словарного состава, особенностей лексического значения слов [1].
М.Н. Минаева считает, что лексика – это важнейший параметр, отражающий уровень владения языком. Лексическое значение слова – смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. Оно устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством [12].
В научной литературе существует понятие активного и пассивного словарного запаса. Н.С. Жукова определяет названные понятия следующим образом: активный словарь – та часть его словаря, которая используется ребенком в его самостоятельной речи. Пассивный словарь – совокупность слов, понимаемых, но не употребляемых в собственной речевой практике [5]. В педагогике вопрос о соотношении пассивного и активного словаря является важным, так как важной задачей является перевод слов из пассивного словаря в активный.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы проблемы изучения словаря атрибутивной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1 Определение понятий «лексика», «атрибутивная лексика» 5
1.2 Развитие атрибутивной лексики в дошкольном детстве 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
1.4 Особенности атрибутивной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25
Заключение 31
Список использованных источников 33