Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей
общения и в условиях общения. Речь возникает как необходимое и достаточное
средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на
определенном этапе его развития. Процесс использования языка для общения
называется речевой деятельностью.
Коммуникативная функция является основополагающей в диалогической речи.
Развитие диалогической речи у дошкольников возникает только в ситуации общения
со взрослыми и сверстниками.
Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой
возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие
высказывания обусловливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные
диалоги - непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят
свои суждения и ждут на них реакций других людей. Ситуативный диалог может быть
понятен только двум общающимся.
Коммуникативная функция речи — это использование речи для сообщения другим
какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения,
происходит указание на какой — либо предмет, что обозначается как указательная, или
индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому
или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция
высказывания.
Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее
развитии и становление разумного, культурного поведения. Через общение с
психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,
человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через
активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность [25;
с.516].