В психодинамических концепциях самоповреждающее поведение рассматривается: а) как некий саморазрушающий импульс, направленный на себя: б) как результат нарушения объектных отношений или в) как одна из форм проявления агрессии нарциссической личностью.
В когнитивно-поведенческих моделях, самоповреждающее поведение объясняется с точки зрения теорий научения и копинга: как поведенческая стратегия, формируемая под влиянием социального окружения и как стратегия совладания с жизненными трудностями.
Биологический подход рассматривает связь истоков самоповреждающего поведения с нарушениями психофизиологического функционирования, которые могут быть обусловлены неблагоприятными внешними условиями или биохимическим дисбалансом. Содержание и уровень нейролиптидов регулируют самоповреждающее поведение, определяя его направленность: избавление от возбуждения, разрядка, стимуляция или получение удовольствия. Сам о повреждающее поведение в данном случае, рассматривается как поведение, выполняющее функции, направленные на восстановление гомеостатического равновесия.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Понятие самоповреждающего поведения в научной литературе 7
1.2 Психологические особенности юношеского возраста 21
1.3 Стратегии регуляции эмоций при самоповреждающем поведении в юношеском возрасте 29
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 40
2.1 Организация и методы исследования. 40
2.2 Анализ и результаты исследования 43
2.3. Программа коррекции эмоциональной регуляции у лиц юношеского возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список использованной литературы 54