Здесь к месту будет отметить, что преимущество позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) является одним из важнейших общебиологических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики. Неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений, превалирующих как в профессиональной, так и родительской педагогике. Привычка педагога (а дома родителя) фиксировать внимание ребенка на недостатках, ошибках, ограничениях и т. д. формирует психологически ущербную личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящие цели и добиваться их достижения, что является признаком психического нездоровья.
Аннотация: Быть самим собою – это значит развить в себе те возможности, которые заложены в тебе и которые придушены, изуродованы в тебе средою, воспитанием, влиянием окружающих тебя людей, собственною твоею боязнью перед душевною своею самостоятельностью… В. В. Вересаев. Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой медицинской, психологической и педагогической наук. Ее решение тесно связано с познанием феномена полноценного здоровья развивающегося ребенка, факторов и условий его обусловливающих. Ведь быть здоровым означает не только обладать потенцией к развитию, но и проявлять активность по отношению к своему развитию, находиться в состоянии динамичного равновесия развивающейся соматики, психики, личности как некой целостности.