При этом можно наблюдать и определенные особенности в развитии эмоционально-волевой сферы детей: у одних детей с ОНР наблюдается гиперактивность, они не могут спокойно сидеть на месте, они любознательны, чрезмерно активны, неусидчивы. Другие дети с ОНР проявляют пассивность, заторможенность, нежелание участвовать в играх, в беседах. Некоторые дети с ОНР предпочитает одиночные игры, любят играть сами с собой. Ю.Н. Румянцева отметила, что у детей с нарушениями речи эмоционально-волевая сфера может развиваться также как и у детей с нормальным развитием, но эти дети имеют особенность заострять внимание на своем речевом недостатке. Это и становится причиной возникновения у ребенка чувства ущемлённости, отчужденности, что влияет на формирование особого восприятия ребенка самим себя [24, с. 76]. Если не устранить зацикленность ребенка на своих речевых недостатках, то развитие других навыков будет осуществляться очень медленными темпами.
Таким образом, можно сделать выводы: под общим недоразвитием речи (ОНР) следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковым, так и смысловым сторонам речи.
Р.Е. Левиной определено три уровня речевого развития, четвёртый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой. Эти четыре уровня отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. Третий уровень ОНР характеризуется неточностями в произношении звуков, более заметным является недоразвитие фонематического слуха. Дети испытывают трудности в грамматическом строе речи: могут быть перестановки, пропуски, замены слогов в слове, лексические ошибки.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………………………………………………………6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………6
1.2. Особенности речевого этикета старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………13
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………………………………………..23
2.1. Условия и отличительные черты развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..23
2.2. Методы и приемы обучения речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях……………………………………………………………………27
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………….. 35
Заключение……………………………………………………………………………………….. 36
Список использованной литературы………………………………………………….. 37