Причина этого связана с возникновением секуляризма, как явления, т.к. согласно ее исконной концепции, подобные страны обязаны жить вне любого типа религий. Но это создавало противоречие для любой страны: если с одной стороны - это означает свободу от религиозных законов/учений и отсутствие принуждения к вероисповеданию со стороны общества, что должно быть нейтральным в этих вопросах; то с другой - означать то, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, т.е. быть непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства. Трансформация же мира на основе секулярного мировоззрения, задуманная как тотальный процесс, конечным итогом которого должно было стать полное искоренение религии, не привела к результату инициаторов. Т.е. религия не только не отмирала, но в условиях активного ее вытеснения обнаружила способность и силы притягивать умы и сердца людей (примером религиозного возрождения могут выступать и отдельные периоды Соверского Союза).
Тема соотношения секуляризма и религиозности в Казахстане периода Союза Советских Социалистических Республик (далее — СССР) противоречива и сложна, требуя обращения к истокам построения политики в данной сфере. И надо исходить из того, что в ее основе находилась установка: «коммунизм и религия несовместимы», предопределявшая вытеснение из внутренней жизни страны подобных явлений. Безусловно в истории были этапы и мирного сосуществования власти и религии, но противостояние религиозного и светского, в обществе присутствовал всегда.