В своей работе «К вопросу о мотивационной теории целей и наме-рений», опубликованной в 1968 году, Локк высказал предположение о том, что целеполагание, по существу, восходит к научному менедж¬менту начала века. Он считал, что еще Тейлор использовал поставлен¬ные цели как один из основных приемов научного управления. Для ка¬ждого рабочего на основе исследования его рабочего времени и движе¬ний формулировались сложные, но достижимые цели. Методы, которыми он достигал эти цели (например, используемые инструмен¬ты, рабочие приемы и так далее), были расписаны в деталях [1].
Теория Локка, как и теория ожидания, признает целенаправлен¬ность поведения, а также значимость ценностей или валентностей и последствий поведения (хотя сам Локк считал, что теория ожидания игнорирует целеполагание). Далее в своей теории он утверждает, что индивид воспринимает эти ценности посредством эмоций или жела¬ний. Помимо ценностей важную роль в формировании поведения иг¬рают стремления или цели. Это положение, несомненно, выходит за рамки теории ожидания. Локк понимал, что люди стремятся достичь определенных целей для удовлетворения своих эмоций или желаний. Цели придают направленный характер человеческому поведению и ориентируют его мысли и действия на достижение определенного ре¬зультата. В дальнейшем индивид действует в соответствии со своими намерениями или целями, даже если последние и не достигаются. Ре¬зультатом определенной реакции человека и его действий являются некоторые последствия, требующие обратной связи и подкрепления. Без наличия обратной связи по показателям работы оценки связан¬ных с поставленными задачами результатов работники трудились бы «в полной темноте» и не имели представления о том, насколько эф¬фективно они действуют.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения целеполагания и дезорганизаторов времени студентов………………………………………
6
1.1 Теория цели и целеполагания, научные подходы, общие положения………………………………………………………………….
6
1.2 Понятие личностных дезорганизаторов времени…………………… 19
1.3 Психологические особенности юношества………………..………….. 30
Выводы по первой главе……………………..………………………………………… 41
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения целеполагания, дезорганизаторов времени у студентов…..……………………………………..
46
2.1 Организация и методы исследования…………………..…………….. 46
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов………………….. 48
2.3 Рекомендациипо формированиюцелеполагания студентов……….. 54
Выводы по второй главе……………..…..………………………………………… 57
Заключение…….……………………………………………………………… 59
Список использованных источников и литературы………………….……… 62
Приложения………………………………..……………………………………. 66