По мнению Е.А. Овсянниковой и А.А. Серебряковой, «совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального психологического потенциала общества и личности и создания благоприятных условий для жизни людей». Стоит отметить, что социально-психологический климат рассматривается как система сложившихся в трудовом коллективе межличностных отношений между его членами [39].
Согласно позиции Ю.А. Омельченко, важным фактором эффективной работы сотрудников организации является нормальный социально-психологический климат в коллективе, «когда у работников положительная мотивация, их труд вознагражден достойным образом, в рабочем коллективе отсутствуют конфликты, работники получают удовлетворение от процесса труда и межличностного общения. Исходя из этого, необходимо знать и понимать, что входит в составляющие социально-психологического климата» [40].
Е.Н. Герасикова утверждает, что «благоприятный социально-психологический климат - это длительный процесс систематической работы с персоналом организации, с менеджерами и психологами [9]. По мнению Т.И. Куликовой, «психологический климат интерпретируется как неформальные отношения, образующиеся между членами трудового коллектива, непосредственно взаимодействующими в процессе трудовой деятельности» [34].
М.М. Данилова утверждает, что при исследовании климата в трудовом коллективе необходимо учитывать существование двух его уровней [11]:
Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это стабильные взаимоотношения членов коллектива, их интерес к трудовой деятельности и коллегам. На этом уровне социально-психологический климат трактуется как стабильное, достаточно устойчивое состояние трудового коллектива, которое единожды образовалось и может длительное время не рушиться и удерживать свою сущность, несмотря на трудности, возникающие в коллективе. С этой позиции выстроить благоприятный климат в трудовых коллективах очень сложно, гораздо легче поддерживать атмосферу в трудовом коллективе на сформированном уровне.
Второй уровень – динамический, трансформирующийся. Это ежедневный настрой сотрудников в процессе труда, их психологическое состояние. Этот уровень обозначается термином «психологическая атмосфера». При этом психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными модификациями и меньше воспринимается в сознании людей. Трансформация психологической атмосферы воздействует на настроение и работоспособность конкретного работника в течение трудовой смены. Изменение же климата всегда более заметны и выражены, они понимаются и ощущаются людьми более напряженно; чаще всего человек успевает приспособиться к ним.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы социально — психологических аспектов управления в индустрии гостеприимства 5
1.1 Сущность индустрии гостеприимства 5
1.2 Методы управления в индустрии гостеприимства 15
1.3 Особенности социально — психологических аспектов управления в организациях индустрии гостеприимства 13
2 Анализ и оценка системы управления в организации за период 2019-2021 гг. (на примере ООО «Отель Московская горка», г. Екатеринбург) 20
2.1 Структура и организационно-экономическая характеристика организации (на примере ООО «Отель Московская горка») 20
2.2 Анализ и оценка социально — психологических аспектов управления в организации за период 2019-2021гг. (на примере ООО «Отель Московская горка») 23
2.3 Оценка эффективности управления организацией (на примере ООО «Отель Московская горка») 29
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию социально-психологических методов управления 44
3.1 Мероприятия по совершенствованию социально-психологических методов управления 44
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий 55
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложение А 81