Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний. А.Н. Вагапова отмечает, что для данной ситуации характерно следующее: недостаточное стимулирование учеников к обучению; непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания; неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т. п.); отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса [7].
В-шестых, недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, поддержки их в трудовых коллективах. В этой связи необходимо отметить несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации, отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних. Как отмечают авторы М.А. Хохряков, А.Р. Касаткина, все эти явления - особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», - способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, риску в плане возможных контактов с криминогенной структурой [51].
В-седьмых, подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи «зоны», более престижным становится получение дохода противозаконными методами.
Содержание
Введение…………..………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические аспекты социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей…………………………………8
1.1. Социально-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей…………………………………………………………8
1.2. Особенности социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра социальной помощи семье и детям……………………………………………………15
Выводы по 1 главе……..………………………………………………..……….. 26
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра социальной помощи семье и детям………………28
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента……………..28
2.2. Описание содержания и хода реализации программы…………………….. 31
2.3. Описание результатов формирующего эксперимента…………………….46
Выводы по 2 главе……..……………………………………………………….… 49
Заключение……………………………………………………….….…………..51
Список использованных источников……………………….55
Приложения………………………………………………………………….……61