Главные трудности у первокурсников связаны с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в вузе. Этот переход требует определенных навыков (быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации), без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него во всех отношениях системой образования. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе является для первокурсников серьезной проблемой.
С точки зрения студентов, частично решить проблемы формирования необходимых им навыков, могло бы совершенствование курса «Введение в специальность», роль и значение которого в процессе адаптации обучающихся сегодня минимальна. В рамках этого курса необходимо уделять внимание не только будущей профессии и ее возможностям, но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда.
Содержание
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе …………………… 9
1.1. Социальная адаптация обучающихся вуза: ее виды и механизмы……………………………………………………………..……… 9
1.2. Факторы, влияющие на социальную адаптацию студентов к обучению в вузе………………………………………………………………. 19
Глава 2. Социальная адаптация студентов первого курса к обучению как функция вуза в условиях современной России ……………. 27
2.1. Деятельность высших учебных заведений по социальной адаптации студентов первого курса к обучению в вузах России …………. 27
2.2. Специфика ВолГУ как субъекта социальной адаптации первокурсников к обучению ………………………………………………… 40
Заключение …………………………………………………………….. 50
Список литературы …………………………………………………… 53
Приложения ……………………………………………………………. 60