ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКИ
ЧТЕНИЯ 11
Историческая справка11
Понятие скорочтения15
Основные правила скорочтения20
Причины медленного чтения22
Ошибки при чтении23
Методические подходы25
Вывод33
ГЛАВА 2. УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УМЕНИЙ
СКОРОЧТЕНИЯ 34
Условия освоения приемов быстрого чтения34
Упражнения, направленные на развитие умений скорочтения у младших школьников36
Упражнения, связанные со зрительным восприятием38
Упражнения на развитие памяти и внимания41
Игровые упражнения для развития угла зрения45
Упражнения для развития артикуляции48
Упражнения, совершенствующие произношение49
Упражнения для занятий в домашних условиях50
Дыхательные упражнения51
Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания53
Игровые упражнения для развития мышления54
Игровые упражнения для развития антиципации56
Упражнения для развития скорости и гибкости58
Работа по пониманию текста60
Нетрадиционный подход в обучении скорочтению61
Фрагменты уроков в начальной школе по обучению скорочтению63
Вывод79
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ СКОРОЧТЕНИЯ 80
Эмпирическая часть80
Цели и задачи эмпирического исследования80
Исследовательские вопросы81
Выборка исследования81
Методы исследования81
Результаты исследования82
Вопрос 1. У ребенка пробуждается интерес к чтению, когда читать легко82
Вопрос 2. Специальные упражнения по скорочтению способствуют повышению результатов по технике чтения84
Вопрос 3. При овладении навыков скорочтения улучшается понимание текстов92
Вопрос 4. Успешность обучения по русскому языку и математике зависит от развития навыков скорочтения95
Вывод98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
RESÜMEE 102
ЛИТЕРАТУРА 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
Приложение 1. Тексты для проверки техники чтения во 2-ом классе 108
Приложение 2. Анкета «Дружите ли Вы с книжкой?» 110