Экскурсионная этика – важный раздел культурно-просветительной деятельности среди населения. Экскурсионному делу – свыше 100 лет, однако более прогрессивным было его формирование в 1970-е и 1980-е годы. Это подтверждается тем фактом, что ежегодно в экскурсиях принимают участие более полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; восьмидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи учреждений, динамично ведущих экскурсионную работу; становление концепции и методики экскурсионного дела.
Формирование экскурсионного процесса вызвало разработки методологических и теоретических основ. Основную значимость в данном сыграли Главное экскурсионное управление «Центральный совет по туризму и экскурсиям» и «Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций» (ныне Российская международная академия туризма).
Впоследствии 20 лет деятельности, в которой поучаствовала экскурсионная кафедра названного института, были установлены функции, особенности и нюансы экскурсий, суть и характерные черты 2-х важных составляющих - показа и рассказа - экскурсионного способа; сформированы типология экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основные методологии и методики, составляющие экскурсионной педагогики и психологии, а кроме того установлены составные детали экскурсионного дела и характерные черты высококлассного профессионализма экскурсовода.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Профессиональная этика и этикет экскурсовода 6
1.1. Этика и экскурсионная деятельность 6
1.2. Требования к профессии экскурсовода 10
1.3. Профессиональный этикет экскурсовода 17
Глава 2. Этика общения экскурсовода 21
2.1. Вербальная этика общения экскурсовода 21
2.2. Невербальная этика общения экскурсовода 30
Заключение 35