Роман «Мастер и Маргарита» подводил важный итог развитию условной, гротескной повествовательной линии русского реализма. М. А. Булгакову удалось соотнести трагических героев с целостным обликом сатирической круговерти жизни, вовлечь в реалистический роман фантастику. Для русской литературы было трудной задачей – именно в романе создать целостный сатирический облик. Булгаков пришел к разрешению этой задачи, используя возможности различных «условных» прозаических форм, далеко выходящих за рамки привычной «первичной условности» искусства.
Писатель, конечно, опирался, помимо опыта классического русского романа, на традицию «малых форм» прозы романтической и реалистической. На первых порах боясь отказаться от двойной мотивировки, он в конце концов в «Мастере и Маргарите» «отбрасывает» двойной мотивировочный ряд. Таким образом, происходит его разрыв с «натуральной» тенденцией русской реалистической прозы. П. С. Попов, ближайший собеседник М. А. Булгакова и один из первых читателей романа, проницательно усмотрел в «Мастере и Маргарите» синтез реалистических и романтических тенденций в их крайнем выражении: «В своем романе М. А. Булгаков одновременно ультраромантик и ультрареалист, подобно Гофману». Булгаков совершенно оправданно обращается к романтикам, не только к немецкой, но и к русской традиции, в том числе и поэтической, восходящей к балладам В. А. Жуковского в частности.
Содержание
Введение 3
Часть 1. «Мастер и Маргарита» как «закатный роман» М. А. Булгакова 6
1.1. Творческая история романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 6
1.2. Жанровое своеобразие романа 11
1.3. Художественные особенности романа 14
Часть 2. Символическая функция цветописи и светописи в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 20
2.1. Цветопись и светопись как прием передачи художественного смысла произведения 20
2.2. Цветовые символические значения в романе 21
2.3. Световое оформление «Мастера и Маргариты» 21
Заключение 22
Библиографический список 23