Вхождение человеческого общества в третье тысячелетие характеризуется не только процессами интеграционного характера, но прежде всего сохранением самобытности и специфики культуры каждого народа как необходимой самоценности для существования человеческой культуры. Поэтому изучение корней культуры народа, ее традиций, религии как ее составной части становится актуальным на современном этапе развития общества.
Актуальностьданной дипломной работы обусловлена тем, что в нынешней ситуации переходного периода особое значение приобрели вопросы религии. Характерным является процесс секуляризации, когда происходит определенный упадок и раскол внутри ортодоксальных религий, что подтверждается возникновением различных сект. С другой стороны, происходит потеря духовных ориентиров, идейно-нравственных устоев общества и это ведет к тому, что человек меняет мировоззренческую ориентацию и переходит на религиозные позиции в восприятии окружающего мира. Проблемы реальной действительности, которые человек не способен решить в рамках рационального существования, приводят его к поиску духовного пристанища в религиозных верованиях.
В связи с этим в шаманизме на современном этапе много внимания отводится вопросу изучения религиозной ситуации в обществе. Возникает вопрос о месте и роли духовной культуры тюркских народов в мире и как проявляются религии этих народов на современном этапе и в разные исторические эпохи. Если учесть, что духовность в культуре тюркских народов занимает доминирующее положение, то научные религиозности этих народов становится актуальным для становления суверенных тюркских государств Центральной Азии.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ШАМАНИЗМ КАК РЕЛИГИЯ
1.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ШАМАНИЗМА 8
1.2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ШАМАНИЗМА 15
1.3 КАТЕГОРИИ ШАМАНОВ И ОБРЕТЕНИЕ ШАМАНСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 25
II. ШАМАНИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И КАЗАХСТАНА
2.1 ШАМАНИЗМ И ТЕНГРИАНСТВО 31
2.2.ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И КАЗАХСТАНА 39
2.3.ШАМАНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58