Безусловной тенденцией духовной культуры было расширение сферы свободомыслия и его влияния на общество, хотя этот процесс не был прямолинейным: история знает периоды не только подъема свободомыслия, но и его спада. Во многом степень интенсивности и распространенности свободомыслия зависит от уровня социальной свободы. Свободомыслие отражает стремление человека прорвать кольцо внешней и внутренней духовной несвободы, это было условием и вместе с тем результатом вызревания и развития реальной свободы. Критический пересмотр господствующей религиозной концепции, как правило, связан с объективной необходимостью более адекватного отражения существующих условий, производства новых идей, преодоления препятствий для свободного социального и культурного творчества. Появление и распространение в эпоху господства религии сект, ересей, нетрадиционных культов, антирелигиозного вольнодумства, атеизма и т. д. расширяло противостояние религиозной монополии в духовной жизни общества.
Во все времена свободомыслие опирается на способность человека воспринимать те или иные стороны окружающего мира как реальность. Исследования этнографов и историков показывают, что наивно-реалистические взгляды на мир возникли уже на ранних этапах развития социума. Постепенно складывались положительные знания о природе, о человеческом теле и способах его лечения, о психической деятельности человека. Знания, наивный реализм, здравый смысл были основой первых попыток внерелигиозного подхода к традиционным верованиям. В дальнейшем развитие свободомыслия во многом обусловливалось прогрессом в области философии, науки, образования, искусства и т.д.
Оглавление
Введение 3
1. Основные понятия 4
2. Религия и современное общество 6
3. Роль традиционных религий в гражданском обществе 14
Заключение 17
Список литературы 18