Например, у Щ.А. (показавшей на констатирующем этапе низкий уровень развития творческого воображения) фигурка преобразовалась в волшебные бусы (с глазами и ртом) на девочке, которая идет по сказочному лесу. 50% школьников экспериментальной группы не смогли подняться на высокий уровень развития оригинальности компонента творческого воображения. Дети изобразили отдельный объект, но уже включили его в воображаемый сюжет. Тем самым обучающиеся обнаружили средний уровень развития воображения (способности выдвигать неожиданные идеи).
Так Т.С. преобразовал фигурку в чудо-дерево, на котором растут бантики. Остался и низкий уровень, 16% школьников экспериментальной группы не смогли выполнить задание. Они нарисовали предметные картинки.
Дети контрольной группы выполнили задание на построение образа воображения, с использованием заданного элемента дорисовывая фигуру на кар-точке так, что получались изображения отдельного объекта (дерево, морковь, дом, машина). Изображения были контурные, схематичные, лишенные различных деталей. Обучающиеся не смогли выйти за рамки привычных мыслительных стереотипов. В основном у этой группы обнаружился низкий уровень данного компонента творческого воображения (58%). Но проявился и средний уровень (42%), где дети изобразили объект с разными деталями. Так, например, Б.В. из эллипса изобразил тарелку с молодильным персиком, что несет в себе элементы творческой фантазии.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА………………………….6
1.1 Понятие и значение воображения 6
1.2 Особенности развития воображения и творческой активности у учащихся…9
1.3 Влияние изобразительного искусства на развитие воображения у обучающихся 12
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА…………………….18
2.1 Диагностика и анализ уровня развития воображения у обучающихся 18
2.2 Содержание и методы работы по развитию воображения у обучающихся 25
2.3 Динамика формирования воображения у обучающихся в условиях экспериментальной работы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41