Формирование познавательной активности младших школьников происходит и в процессе их общения как особого вида взаимодействия. Общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивой познавательной активности [19].
При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Таким образом, психолого-педагогическая литература указывает, на необходимость понимания познавательной активности как напряжения познавательных процессов и когнитивных функций сознания, возникающего с целью удовлетворения потребности в познании мира. Эта потребность реализуется в процессе овладения и творческого применения универсальных способов мышления и деятельности и формируется в учебно-воспитательном процессе путем применения специфических методов и средств педагогического воздействия.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Понятие познавательной активности младших школьников 7
1.2. Понятие внеурочной деятельности в начальной школе 14
1.3. Формы организации внеурочной деятельности по развитию познавательной активности 21
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности 29
2.1. Диагностика уровня познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 29
2.2 Развитие познавательной активности младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности 35
2.3. Результаты контрольного эксперимента и их анализ 41
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 49