Отличие методов проблемного обучения состоит в степени познавательной самостоятельности, проявляемой учащимися.
При проблемном изложении самостоятельность учащихся проявляется слабо: они следуют за мыслью педагога, производящего целостное решение задачи.
Проблемное изложение применяется тогда, когда ученики не имеют необходимый объем знаний, в первый раз сталкиваются с тем или иным явлением и не могут понять необходимые ассоциации. В данном случае поиск осуществляет сам педагог.
Автором эвристической беседы является Сократ, в честь которого она также называется сократической. Это вопросно-ответный способ обучения, при котором педагог не дает сам новые знания, а настолько умело задает вопросы, что, отвечая на них, ученики сами ищут подход к ответам на них. Это серия взаимосвязанных и вытекающих друг из друга вопросов. Следовательно, средством реализации данного метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий [5, с. 28].
Исследовательский метод позволяет ученикам решать задачи самостоятельно, и помощь педагога минимальна. Понятие исследовательского метода наиболее полно описал И.Я. Лернер, который к исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс усвоения «решением проблем и проблемных задач» [6, с. 32]. Например, провести наблюдение за погодой и отметить в специальном дневнике, самостоятельно найти доказательство какой-то мысли, придумать вопросы, какие бы вы задали по изучаемому материалу и т.д.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…..
5
1.1 Сущность познавательной активности…………………………………… 5
1.2 Способы развития познавательной активности………………………….. 8
1.3 Возможности проблемного обучения в развитии познавательной активности младших школьников…………………………………………….
9
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………………………………………………………………………. 15
2.1 Анализ содержания учебника «Человек и Мир» и его возможности в развитии познавательной активности младших школьников в процессе использования элементов проблемного обучения…………………………………………………………………………. 15
2.2 Практические способы по развитию познавательной активности младших школьников в процессе изучения предмета «Человек и мир»…… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 24