Проблема красивого, разборчивого почерка стала в наши дни очень актуальной. Одна из них – дети стали меньше заниматься письмом, в программе общего среднего образования отсутствует предмет – каллиграфия. Помимо этого, письмо постепенно уходит из нашей повседневной жизни, гаджеты с клавиатурой заменяют ручку и листок бумаги.
Также корни данной проблемы обнаруживаются в недостаточном количестве эффективных методик, ограниченности времени, которое учитель может посвятить индивидуальной работе с учащимися по отработке навыков письма, занятости родителей, не уделяющих достаточного внимания закреплению навыков, полученных в школе, и просто непонимание значимости данной проблемы учителями и родителями.
В народе говорят: «Победа любит старание». Это близко каллиграфии написания, так как старательное (красивое) письмо, безусловно, грамотное письмо. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела. Выработка у младших школьников навыка письма наряду с чтением и вычислительными навыками задача первостепенной важности, т.к. от степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит успех продвижения ребенка в учебной деятельности, а также его психическое развитие. Вместе с тем, процесс обучения детей письму и выработка у них автоматизма графического навыка отличается сложностью, что обусловлено своеобразием этого вида речевой деятельности. В связи с этим возникает необходимость практической работы с учащимися не только на уроках письма (в период обучения грамоте), а и в дальнейшем на уроках русского языка [4, с.23].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА КАЛЛИГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Истоки каллиграфии и методики обучения письму …… 8
1.2 Сущность и определение понятий «каллиграфия», «навык каллиграфического письма», этапы его формирования 15
1.3 Педагогические условия и принципы развития навыка каллиграфического письма в младшем школьном возрасте, направления работы по развитию навыка каллиграфии в ІІІ классе 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА КАЛЛИГРАФИЧЕСНОГО ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ III КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 21
2.1 Анализ типичных каллиграфических ошибок младших школьников 21
2.2 Эффективные методы и приемы предупреждения и исправления типичных каллиграфических ошибок на уроках русского языка в третьем классе 26
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 41