«Межличностные отношения – это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми» [24]. Удалила предложение
Отечественные исследователи пришли к выводу, что различные эмоциональные состояния являются основой межличностных отношений при взаимодействии людей.В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность (В.А. Лабунская, В.А. Петровский, П.М. Якобсон). Межличностные отношения называют также межперсональными. Термин «межличностные» обозначает воздействие людей друг на друга, а не только, что объектом взаимодействия выступает другой человек.Это позволяет различать определения межличностные отношения от отношений к собственному «Я», также отношения к предметам и от отношений между группами.
Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация». Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополняемости. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат – появление взаимной симпатии. Феномен, противоположный совместимости, –это несовместимость, а чувства, вызываемые ею, –антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных), которые оказывают влияние на ее проявление.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологическая сущность межличностных отношений детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
1.2 Особенности развития межличностных отношений детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
1.3 Групповое и парное взаимодействие детей с ОВЗ с нормотипичными сверстниками в дошкольной образовательной организации
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НОРМОТИПИЧНЫХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Диагностика развитости межличностных отношений старших дошкольников
2.2 Адаптация и апробация программы развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с нормотипичными сверстниками
2.3 Анализ результатов опытной работы
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ