Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в педагогической деятельности и провоцирует конфликтные ситуации. Такое явление встречается в практике, как у опытных, так и у начинающих педагогов. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, коллегами, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние. Очень важно для педагога выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе, а это возможно лишь при наличии у педагога сформированных коммуникативных способностей.
Развитие коммуникативной культуры воспитателя с неизбежностью предполагает двоякий процесс: с одной стороны, это приобретение каких-то новых знаний, умений и опыта, а с другой стороны это коррекция, изменение уже сложившихся форм. Таким образом, развитию коммуникативной культуры воспитателей будут способствовать психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации, проведение деловых игр, повышение уровня знаний педагогов об особенностях коммуникативной компетентности, сбор новых педагогических идей, а также поиск путей их совместного решения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Коммуникативная культура как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Профессиональная культура воспитателя дошкольной образовательной организации с позиции федерального государственного образовательного стандарта 20
1.3. Характеристика коммуникативной культуры воспитателя дошкольной образовательной организации 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 45
2.1. Организация исследования уровня коммуникативной культуры воспитателя дошкольной образовательной организации 45
2.2. Описание программы развития коммуникативной культуры воспитателя дошкольной образовательной организации 60
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 82