В современном образовательном пространстве особую значимость приобретают социально-психологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны.
Важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность. Она выражается не только в готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Эти показатели позволяют оценивать результаты образования выпускника, его сформированных качеств, которые могут пригодиться на рынке труда.
Особенностью коммуникативной компетентности является её способность формирования успешной деятельности личности в меняющихся условиях социального окружения. Для различных сфер профессионального взаимодействия специалистов, наличие коммуникативной компетентности является важным качеством. Поэтому, её изучение является одним из главных направлений в современном образовании, так как общество требует наличия высокого уровня коммуникативной культуры у человека. Рассмотрением коммуникативной компетентности занимались выдающие психологи и педагоги отечественной науки. Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалёв, И.А. Зимняя, A.B. Мудрик, В.Н. Мясищев, C.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др. которые считали, что важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность. Так Л.А. Петровская определяет коммуникативную компетентность «как умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, выбрать адекватные стратегии коммуникации, быть готовыми к осмысленному изменению собственного речевого поведения». Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Проблема коммуникативной компетенции у подростков в психолого-педагогической литературе. 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 14
1.3. Возможности групповых форм работы в развитии коммуникативной компетенции подростков. 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Программа развития коммуникативной компетентности подростков 38
2.3 Апробация программы развития коммуникативной компетентности подростков 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51