Актуальность исследования. В настоящее время увеличивается число детей, не готовых к обучению в школе. Одним из важных показателей речевой готовности ребенка к школе, обеспечивающим развитие координации и точности движений, является уровень развития графомоторных навыков, непосредственно связанный с письменной речью. Правильно сформированные графомоторные навыки дают возможность ребенку писать красиво, четко, разборчиво и быстро. Как раз именно в освоении навыка письма дети первого класса испытывают особые трудности.
Современная программа, начиная с первого года обучения детей в школе, предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками. На практике же большинство учителей начальных классов сталкиваются с трудностями обучения письму первоклассников: детям трудно держать пишущий предмет, у них наблюдается слабая координация движений и низкий уровень развития мелкой моторики. У большинства выпускников детского сада недостаточно развиты тонкокоординированные движения рук (движения пальцев, кисти); оптико-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация, что усложняет процесс овладения письмом в первом классе [2].
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1. Понятие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста как средства подготовки к обучению письму с учетом требований ФГОС дошкольного образования 10
1.2. Развитие мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Педагогические условия формирования графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста в рамках подготовки к обучению письму 28
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста 41
2.1. Первоначальная диагностика уровня развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе 41
2.2. Система работы воспитателя по формированию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста как средства подготовки к обучению письму на формирующем этапе 50
2.3. Выявление результативности работы по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе 63
Выводы по 2 главе 71
Заключение 72
Список литературы 76
Приложения 81