Современный, быстроменяющийся мир требует от человека не набора застывших знаний и умений, а способности мышления, восприятия и рефлексии. В ходе мыслительного процесса и разрешения, тем самым, проблемных ситуаций, происходит осознание познавательной потребности учащихся, которая, будучи осознанной, побуждает уже мыслительную активность человека. Мыслительная активность является, с одной стороны, характеристикой развития интеллекта, с другой, необходимым условием для эффективного обучения. Ключевым фактором, определяющим пользу учебного процесса, является понимание детьми процесса обучения, как, что и зачем учить.
Статья содержит материалы практической деятельности эффективных методов и приемов на уроках русского языка и литературы в рамках развития технологии «4 К». Использование на уроках данных инструментов развивает у обучающихся актуальные на сегодняшний день компетенции.