В последнее время только ленивый не писал о необходимости ослабления зависимости российских потребителей на импортные товары, то есть об импортозамещении.
Ни для кого не секрет, что сегодня информационные технологии — не просто технологии, это «скелет» жизни современного общества и его индивидов. Без мощных информационных технологий стали невозможными эффективная экономика, политика, безопасность. Поэтому импортозамещение в сфере ИТ должно осуществляться весьма деликатно, по принципу «не навреди». Российская государственная политика импортозамещения, являющаяся по своей сути протекционистской, заключается в сознательном ограничении импорта с помощью различных финансовых и административных инструментов.[5] Подобная политика стимулирует национального производителя, позволяя стартапам встать на ноги, а зрелым компаниям — легко заполучить долю отечественного спроса.
Попытки государственных ведомств «импортозаместить» ПО предпринимались неоднократно. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12. 2010 № 2299-р был утвержден «План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011-2015 годы».[15] С 1 января 2016 г. вступила в действие ст. 12.1 «Особенности государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[12], введенная Федеральным законом от 29. 06.2015 № 188-ФЗ, а также постановление Правительства Российской Федерации от 16 .11. 2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».[13]