Существует достаточное количество различных представлений возрастной периодизации. Из них наиболее соответствует теме теория Эрика Эриксона, в которой описываются все возрасты. Из этой теории видно, как меняется объем взаимодействий с возрастом и, в том числе, как меняются цели этих взаимодействий. Недаром возрастная периодизация Эрика Эриксона входит в состав теории психосоциального развития, а, как уже упоминалось, именно социальное взаимодействие развивает человека. В зависимости от возрастных интервалов, значимые взаимоотношения расширяются, начиная от личности матери, родителей, семьи, соседей, до группы сверстников, партнеров, по дружбе, а в пределе выходят на уровень всего человечества и образуют в старшем возрасте, который у Эриксона называется старость, в свой круг взаимоотношений. Человек может в младенчестве не получить доверие к окружающему миру, которое составляет основу дальнейшего роста. В раннем детстве может не стать автономным, не будет автономно развиваться. Соответственно, далее у него могут быть проблемы с инициативностью, предприимчивостью и трудолюбием. Позже, в юности, ему будет сложно идентифицировать себя как личность, а соответственно дальше могут возникнуть проблемы с интимными взаимоотношениями и, как результат, человек может не стать полезным для общества, не сможет интегрироваться полностью в социум и стать целостной личностью.
Оглавление
Введение 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 4
1.1 Сущность социальной компетентности 4
1.2. Личность подростка и её основные характеристики 11
1.3. Цели и возможности развития личности подростка на уроках
обществознания в средней школе 19
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 25
2.1 Преподавание обществознания в условиях внедрения ФГОС 25
2.2. Диагностика развития социальной компетентности подростка 28
2.3. Методы и приемы развития социальной компетентности в процессе изучения обществознания 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список литературы 43
Приложение 46