Согласно многим периодизациям психического развития личности,
подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до
14-15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее
кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех
ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками,
обусловленными половым созреванием[Махова 2006].
Контингент школьников подросткового возраста – это ученики средних
классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от
таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и
др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста.
Рассмотрим основные особенности и задачи развития подростка.
Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную
(собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и
позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет).
По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом
возрасте ничем не отличается от таковой в детстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…8
1.2. Понятие и сущность правовой культуры школьников-подростков в
современной научной литературе……………………………………….15
1.3. Современные подходы к формированию правовой культуры
подростков……………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………31
2.1. Диагностика исходного уровня правовой культуры подростков………..31
2.2. Изучение психолого – педагогических условий, направленных на
формирование правовой культуры школьников……………………………38
2.3. Рекомендации поформированию правовой культуры в современной
общеобразовательной школе………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….51
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………57