Актуальность исследования. Психологическая наука всё дальше уходит от жестокой парадигмы «формирования» (формирования «нового человека», «всесторонне развитой личности» и т. п.), оставляя за каждым человеком (как воспитателем, так и воспитуемым) право свободного выбора. Поэтому основой для воспитания становятся реальные жизненные ценности.
В настоящее время назрела потребность в поиске возможных путей разрешения сложившегося в практике общественной жизни противоречия между существующими и должными, то есть социально значимыми ценностями общества и ценностями, реально существующими в среде старшеклассников. Решение указанного противоречия явилось проблемой нашей курсовой работы.
Недостаточная разработанность обозначенной проблемы и стремление выявить пути решения указанного противоречия обусловили выбор темы исследования: «Психологические основы формирования ценностных ориентаций старших школьников».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 9
1.1 Исследование ценностных ориентаций в структуре мотивационно-потребностной сферы личности 9
1.2 Факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов и ценностных ориентаций 12
1.3 Семья как важный фактор формирования жизненно-смысловых ценностей 17
1.4 Особенности социальной ситуации развития в старшем школьном возрасте 23
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 29
2.1 Организация проводимого исследования 29
2.2 Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложение А 43