Онтогенетические аспекты формирования материнства. И.А. Захаров, С. Ю. Мещерякова, Г.В. Скобло и Л.Л. Баз, Г.Г. Филиппова пишут о том, что «в течении онтогенеза некоторые виды опыта (взаимоотношения с собственной матерью, контакты с младенцами и возникновение интереса к ним в детстве, интерпретация материнства в связи с супружеством и половой сферой, конкретный опыт взаимодействия с детьми, имеющими определенные особенности) влияют на содержание отношения матери к ребенку, своей материнской роли и интерпретацию своих переживаний по поводу материнства» [Захаров, 1993; Мещерякова, 2000; Баз, Скобло, 1996; Филиппова, 2002].
В.И. Брутман, изучая формирование чувства привязанности матери к ребенку, дает следующую трактовку основным этапам беременности: 1) «Фаза преднастройки (до беременности — формирование материнского отношения в онтогенезе, на которое влияют опыт взаимодействия с матерью, семейные традиции, культурные ценности, существующие в обществе); 2) Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления, результатом которого будет разделение «Я» и «не Я», являющееся ростком будущего отношения к ребенку и формирование нового смысла (частичка меня)» [Брутман, 1997].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ …………………………………………. 7
1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме материнства ………………………………………………………………. 7
1.2. Развитие ребенка в онтогенезе и функции матери ………………… 13
1.3. Особенности развития представлений о матери у дошкольников …. 18
Вывод по первой главе ……………………………………………………………………… 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ……26
2.1. Диагностика развития представлений о матери у детей дошкольного возраста …………………………………………………….26
2.2. Система развивающей работы для развития представлений о матери …………………………………………………………………….38
2.3. Динамика развития представлений о матери у дошкольников …… 43
Вывод по второй главе …………………………………………………………………. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………… 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 62