Актуальность исследования. Проблема повышения качества жизни людей пожилого возраста в современном обществе особенно актуальна именно теперь, когда всё большее распространение получают информационные технологии и электронные ресурсы. Подобные изменения в обществе ставят вопрос о том, как и с помощью каких средств можно повысить уровень цифровой грамотности представителей пожилого возраста. Люди пожилого возраста – один из самых представительных социально-демографических слоев населения нашей страны, являющийся важнейшим элементом социальной структуры российского общества.
На основании Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года в диссертационном исследовании непрерывное образование взрослых формулируется как «неформальное образование», осуществляемое через обучение не в образовательных организациях, а в рамках деятельности общественных и социально ориентированных организаций. Образование людей пожилого возраста не преследует цели получения профессии, оно ориентировано на персональное развитие, социальную адаптацию и общение людей, сохранение их активной жизненной позиции и повышение уровня цифровой грамотности.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ 10
ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ 10
1.1. Цифровая грамотность как феномен современного мира 10
1.2. Особенности социализации и жизнедеятельности пожилого человека 24
1.3. Цифровая грамотность как инструмент социализации людей пожилого возраста 32
Выводы по первой главе 46
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО 47
ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 47
2.1. Разработка программы формирования цифровой грамотности как инструмент социализации людей пожилого возраста 47
2.2. Эффективность реализации программы формирования цифровой грамотности как инструмент социализации людей пожилого возраста 61
2.3. Разработка методических рекомендаций для формирования 73
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Список литературы 88
Приложения 99