Однако при определении набора необходимых качеств, которыми должен обладать руководитель, авторы сталкивались с многообразными трудностями, которые состояли в том, что существует огромное многообразие перечней индивидуально-психологических и личностных характеристик, существенно влияющих на эффективность профессиональной и управленческой деятельности. Существуют и так называемые компенсаторные возможности личности, которые обеспечивают высокую эффективность управления при недостатке определенных качеств за счет развития комплекса других характеристик. Также многообразие конкретных видов и сфер управленческой деятельности, ситуаций управления, организаций предъявляют к субъекту управления разнообразные иногда и противоречивые требования, что также усложняет определение уникального набора качеств[].
Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток на личностные характеристики руководителя. При изменении условий управления, например, повышении в должности, могут меняться и личностные характеристики. Таким образом, осуществление управленческой деятельности тем или иным профессионалом зависит от его индивидуально-личностных черт и деловых качеств.
Так, Ф. Тейлор, один из основоположников науки управления, важнейшими качествами руководителя считал ум, образование, специальные и технические познания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность и здравый смысл. Специалист по вопросам управления, А. Файоль так определяет требования к руководителям: «Первое условие, которому должен удовлетворять глава большого предприятия, - быть хорошим администратором, то есть быть способным предвидеть, организовывать, согласовывать и контролировать. Второе условие состоит в том, чтобы глава предприятия был компетентен в специальной технической функции, характерной для данного предприятия» [36].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ………………………………………………………………….10
1.1. Понятие и структура личности руководителя ……………………………10
1.2. Сущность управленческой деятельности и функции руководителя……16
1.3. Требования к психологическим качествам руководителя………………..23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ФГБУ «ЦЕНТРАЛЬНОЕ УГМС»…………………………………………………………36
2.1. Описание организации и хода эмпирического исследования…………..36
2.2. Применяемые методы исследования…………………………………….39
2.3. Анализ результатов исследования и выводы……………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………76