Большие психологические проблемы отмечаются по причине игровой зависимости у детей подросткового возраста. Данная форма психологической зависимости заключается в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Дети постепенно отказываются от встреч с друзьями, начинают пропускать школьные занятия, нарушают режим питания. У таких подростков наблюдается повышенный уровень тревожности или агрессивности, склонности к насилию, что приводит к социальной дезадаптации. Необходимо отметить, что вышеперечисленные угрозы в настоящее время усугубляются и деструктивными изменениями духовной сферы общества, которые проявляются в формах искаженных нравственных норм ложных ориентаций и ценностей среди подрастающего поколения.
Таким образом, вместе с развитием новых технологий и возрастающими возможностями цифрового пространства растет и количество угроз, подстерегающих подростков в сети Интернет. Кроме того, характер и формы интернет-угроз постоянно меняются, что затрудняет оперативность разработки мер противодействия им и своевременное внедрение механизмов информационной безопасности [9, с. 2].
В связи с этим, наряду с развитием в России системы информационной безопасности, которой занимаются специалисты в области IT-технологий, особую актуальность приобретают и меры информационно-психологической безопасности. Термин «информационно-психологическая безопасность» подразумевает «состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий» [9, с. 10]. Исходя из данного определения основным направлением деятельности в области информационно-психологической безопасности подростков является формирование личности, которая смогла бы адекватно воспринимать и оценивать информацию на основе нравственных и культурных ценностей, адекватно реагируя, противостоять воздействиям неблагоприятной информации.
Ключевые слова: цифровое пространство, информационные угрозы сети Интернет, информационно-психологическая безопасность, принципы поведения в Интернет-пространстве, информационная культура.
Аннотация. Статья раскрывает психологические проблемы информационной безопасности личности подростков в цифровой среде с учетом основных психологических принципов деятельности людей в информационно-коммуникативном пространстве сети Интернет. В статье обозначены основные направления психолого-педагогической деятельности в области обеспечения психологической безопасности подростков в условиях цифровизации общества.