Проблема исследования кризиса середины жизни (35-45 лет) в большей степени изучалась теоретически, чем экспериментально и отражена в работах таких психологов, как Б.Ливехуд, В.Франкл, В.Л.Солдатова Д.Шарп, Д.Левинсон, Дж.Холлинс, Г.Крайг, Г.Шихи К.Г.Юнг, М.Стайн, Т.М.Титаренко, Э.Эриксон и др Кризис середины жизни определяется этими авторами, как нормативный, возрастной кризис, глубокий внутренний личностный кризис, переходный период жизни.
Одной из теорий, рассматривающих кризис среднего возраста, является психосоциальная концепция развития взрослого Д. Левинсона [49], основанная на представлении о человеческом развитии как универсальной модели, заложенной в последовательности четырех различных эпох или сезонов жизненного цикла: Дошкольное (0-22 лет), раннее взросление (17-45 лет), среднее взросление (40-65 лет) и позднее взросление (60 лет). Наложение эпох приводит к переходным периодам, которые в среднем длятся около пяти лет. Последовательность эпох и переходных периодов выражается в эволюции структуры жизни, в характере наиболее важных аспектов жизни индивида в определенный период.
Содержание
Введение 6
Раздел 1. Теоретический анализ возможности арт-терапии в работе с кризисом среднего возраста 10
1.1. Психологические проблемы при переживании кризиса среднего возраста 10
1.2. Факторы, влияющие на кризис среднего возраста 18
1.3. Специфика коррекции кризиса среднего возраста с помощью арт-терапии 24
Выводы по Разделу 1 32
Раздел 2. Экспериментальное исследование эффективности психокоррекционного применения арт-терапии в ситуации кризиса среднего возраста 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Результаты исследования психологических проблем лиц, переживающих кризис среднего возраста 37
Раздел 3. Эффективность коррекционного применения арт-терапии в ситуации кризиса среднего возраста 43
3.1. Программа применения арт-терапии в ситуации кризиса среднего возраста 43
3.2. Оценка эффективности психокоррекционного применения арт-терапии в ситуации кризиса среднего возраста 50
Выводы по Разделу 3 57
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 67